Главная  /  Обращения граждан  /  Анализ рассмотрения обращений граждан  /  Обзор обращений граждан и результаты их рассмотрения региональнойэнергетической комиссией-департаментом цен и тарифов Краснодарского края за 4 квартал 2016 года

Анализ рассмотрения обращений граждан

Обзор обращений граждан и результаты их рассмотрения региональнойэнергетической комиссией-департаментом цен и тарифов Краснодарского края за 4 квартал 2016 года

В 4 квартале 2016 г. основными темами обращений граждан являлись вопросы обоснованности повышения платы за коммунальные услуги (как правило, платы за отопление) в условиях ограничений роста платежей, тарифов за сбор и вывоз  твердых бытовых отходов (ТБО), роста цен на продукты питания, автомобильное топливо, лекарственные препараты, ведения социальной нормы потребления электрической энергии и ее применения, роста тарифов на пригородные железнодорожные перевозки, повышения стоимости проезда в транспорте общего пользования в городском и пригородном сообщениях и стоимости проездных билетов долговременного пользования.

По вопросу обоснованности повышения платы за коммунальные услуги заявителям разъяснялось.

Согласно ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги определяется в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации, исходя из установленных тарифов (цен) на коммунальные ресурсы (услуги) и объемам услуг по приборам учта, а при их остутствии — по утвержденным в предусмотренном Правительством Российской Федерации порядке нормативам потребления коммунальных услуг. Изменение каждого из указанных составляющих влияет на платеж за коммунальную услугу.

Правительством Российской Федерации распоряжениями от 28.10.2015 № 2182-р и от 01.11.2014 № 2222-р в каждом месяце с июля по декабрь 2016 г. повышение платежей населения по совокупности всех коммунальных услуг, оказываемых на территории субъекта РФ, по отношению к декабрю 2015 г. (при неизменном наборе и объемах услуг, кроме изменения нормативов потребления) ограниченно в среднем по Краснодарскому краю на 4,1%. По отдельным муниципалитетам допускается отклонение еще на 2,5% в части максимального повышения платежа, определяемого по потребителю с наиболее невыгодным (с точки зрения прироста платы за коммунальные услуги) набором коммунальных услуг (степенью благоустройства) к размеру вносимой таким потребителем платы за коммунальные услуги в декабре 2015 г. Повышение выше утвержденного в среднем для субъекта РФ индекса на величину более предельного отклонения, т.е. более 6,6%, допускается только по законодательно установленным основаниям и по согласованию с представительными органами муниципальных образований.

С 1 июля 2016 г. в Краснодарском крае тарифы (цены) увеличились:       

на электроэнергию для населения — на 3,88% и 4,17% (одноставочные тарифы) и на 5,76% и 5,88% в ночной  зоне и на 9,40% и 9,51%  в дневной зоне (тарифы, дифференцированные по зонам суток);

на газ для населения — на 2,8% (сетевой) и не более 3,8% (сжиженный); 

на тепло-, водоснабжение и водоотведение — в рамках ограничений повышения платы населения за коммунальные услуги.

Таким образом, в Краснодарском крае повышение тарифов (цен) во 2 полугодии 2016 г. обеспечивает соблюдение предусмотренных Правительством Российской Федерации ограничений повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем для Краснодарского края.

 Для ограниченного ряда потребителей-граждан в муниципальных образованиях края, более высокий рост платежей произошел по законодательно предусмотренным основаниям, который в установленном порядке согласован представительными органами муниципальных образований и утвержден постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.12.2015 № 1232 (в ред. от 30.06.2016 № 467, от 19.09.2016 № 721, от 19.12.2016 № 1054) об установлении предельных индексов в муниципальных образованиях края на 2016 год.

При необходимости, гражданам давались более подробные разъяснения причин и обоснованности опережающего роста установленных тарифов (в частности, на холодную воду и водоотведение — для ООО «Краснодар Водоканал» в г. Краснодаре, на холодную воду — для МХО ООО «Крюковский водозабор» в Черноморском городском поселении Северского района, на водоотведение — для ООО «Альтернатива» в Новотитаровском сельском поселении Динского района, и др.) и их соответствия установленным ограничениям роста платежей. 

С 1 июля 2016 г. вступили в силу единые по Краснодарскому краю нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденные дифференцированно по трем климатическим зонам края (южной, центральной и северной) и по этажности (для 1-4 этажных домов, 5-9 этажных домов и 10- и более этажных домов) в соответствии с требованиями действующих Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее — Правила № 306), утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306. Для домов малой этажности нормативы приняты выше, чем для многоэтажных, что обусловлено более высокими удельными тепловыми потерями из-за конструктивных особенностей малоэтажных зданий по сравнению с многоэтажными — большим соотношением площадей наружных охлаждающих поверхностей к их объему. 

Для большинства потребителей-граждан в муниципальных образованиях Краснодарского края произошло снижение нормативов потребления на отопление. Однако в ряде муниципалитетов нормативы потребления на отопление выросли, т.к. ранее действовали нормативы, утвержденные органами местного самоуправления, как правило, без разбивки по этажности, либо с иной дифференциацией.

Увеличение количества обращений жителей Усть-Лабинского района по вопросу роста расходов на отопление, обусловлено изменением с 1 июля 2016 г. порядка оплаты за данную коммунальную услугу — с ежемесячной в течение года на оплату в отопительный период.

При этом заявителям разъяснялось, что согласно пункту 4 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400, предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях и индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации устанавливаются и применяются исходя из принципа неизменности набора и объема потребляемых коммунальных услуг, за исключением изменения нормативов их потребления,   а также неизменности порядка оплаты коммунальных услуг, кроме коммунальной услуги по отоплению после 1 января 2015 г., обусловленного переходом от расчета указанного норматива на 12 месяцев к его расчету на период, равный продолжительности отопительного периода.

В соответствии с п. 18 приложения № 1 к Правилам № 306 норматив по-требления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме или жилого дома в месяц определялся РЭК-департаментом как отношение количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, или жилыми домами, не оборудованными индивидуальными приборами учета тепловой энергии, к произведению общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах или общей площади жилых домов на период, равный продолжительности отопительного периода — количеству календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде.

В связи с чем, при расчете нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению продолжительность отопительного периода (т.е. количество календарных месяцев в отопительном периоде, в том числе неполных) принята РЭК-департаментом независимо от даты фактического начала отопительного периода, устанавливаемого нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, которая во всех муниципальных образованиях Краснодарского края, за исключением городского округа Сочи, составила 7 месяцев (с октября по апрель). В    г. Сочи нормативы определены исходя из продолжительности отопительного периода, равного 6 календарным месяцам (с ноября по апрель).

 Продолжительность отопительного периода на основании средней фактической продолжительности за последние 5 лет по каждому району (по нормативным правовым актам органов местного самоуправления о начале и об окончании отопительного периода) принималась РЭК-департаментом при определении количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, или жилыми домами, не оборудованными индивидуальными приборами учета тепловой энергии.

Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению утверждены РЭК-департаментом в одинаковом размере для каждого календарного месяца отопительного периода без дифференциации в зависимости от температур наружного воздуха по месяцам. Утвержденные РЭК-департаментом нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению отражают среднее за отопительный период расчетное количество тепловой энергии на отопление 1 м2 общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома в календарный месяц отопительного периода по трем климатическим зонам Краснодарского края и жилых зданиях различной этажности без дифференциации в зависимости от температур наружного воздуха по месяцам.

Анализ платежей за коммунальные услуги в октябре — первом месяце отопительного периода, свидетельствовал о росте расходов на отопление у потребителей, проживающих в многоквартирных домах и жилых домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии.

Причина этому — применение повышающего коэффициента 1,4, что регламентировано постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011      № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Являясь мерой, предусмотренной законодательствоми для стимулирования граждан к установке приборов учета, на которую не распространается положения ст. 157 Жилищного кодекса РФ об ограничении повышения платы населения за коммунальные услуги, указанная норма является фактором существенного роста платы, особенно за коммунальную услугу по отоплению — наиболее дорогостоящую и занимающую наибольший удельный вес в платеже. 

Таким образом, только установка приборов учета позволит сократить расходы на коммунальные услуги и привести оплачиваемые объемы коммунальных ресурсов к их фактическим расходам.

Порядок определения размера и внесения платы за коммунальные услуги при наличии (отсутствии) общедомовых (коллективных), индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, контроль за применением которых осуществляет  государственная  жилищная инспекция Краснодарского края (г. Краснодар, ул. Рашпилевская, 181, http://www.gzhi-kuban.ru).

По вопросам введения на территории Краснодарского края социальной нормы потребления электроэнергии заявителям направлялись следующие разъяснения.

Постановлением Правительства РФ от 22.07.2013 № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)» установлен порядок определения и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).

Приказом РЭК-департамента от 28.09.2016 № 35/2016-э «Об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) на территории Краснодарского края» установлены социальные нормы потребления электроэнергии при определении размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению в разрезе групп домохозяйств (исходя из количества зарегистрированных граждан) и типов жилых помещений:

базовая величина социальной нормы — месячный объем потребления электроэнергии домохозяйствами первой группы (одиноко проживающие граждане) в жилых помещениях, расположенных в городских населенных пунктах и не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи, электроотопительными и электронагревательными установками, определена в размере 250 кВтч в месяц;

в домах, оборудованных в установленном порядке электрической плитой — 340 кВтч в месяц;

зарегистрированным жителям сельской местности — 350 кВтч в месяц;

в домах, оборудованных в установленном порядке электронагревательными установками — 300 кВтч/мес. на каждого зарегистрированного члена домохозяйства;

в домах, оборудованных в установленном порядке электроотопительными установками — 3000 кВтч в месяц в отопительный период.

Далее на зарегистрированного второго члена семьи добавляется 60 кВтч, а на каждого последующего зарегистрированного члена семьи добавляется по 40 кВтч в месяц.

    Законодательством предусмотрены меры поддержки отдельных групп населения. Так для одиноко проживающих пенсионеров, а также для семей, состоящих только из получателей пенсии по старости либо инвалидности, в первый год применения социальной нормы (2017 год) весь объем потребления электрической энергии таких семей оплачивается по цене (тарифу) в пределах социальной нормы, а со второго года (с 2018 года) для таких семей устанавливается социальная норма с применением повышающего коэффициента 1,5 к величине социальной нормы, определенной для соответствующей группы домохозяйств.

Такие же меры поддержки предусмотрены и для семьей, отнесенных к категории многодетных семей, семей, имеющих в своем составе инвалидов и детей-инвалидов и пр.

Кроме того, вышеуказанные меры поддержки предусмотрены и для потребителей, жилые помещения которых в законодательном порядке отнесены к аварийному жилищному фонду или жилому фонду со степенью износа более 70%.

В части применения социальных норм для жилых помещений, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи, электроотопительными и электронагревательными установками, РЭК-департамент информировала, что п. 34 Положений об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.07.2013 № 614,  определено следующее.

Наличие стационарных электроплит в жилых домах при отсутствии централизованного газоснабжения является основанием для применения социальной нормы, установленной для жилых помещений в городских или сельских населенных пунктах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами при наличии заявления соответствующего потребителя с приложением копии технического паспорта (свидетельства) на соответствующую стационарную электроплиту. В случае если степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома предусматривает предоставление коммунальной услуги по газоснабжению, наличие стационарной электроплиты не является основанием для применения социальной нормы, установленной для жилых помещений в городских и сельских населенных пунктах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами.

Наличие электроотопительных установок в жилых домах при отсутствии централизованного теплоснабжения является основанием для применения социальной нормы, установленной для жилых помещений в городских или сельских населенных пунктах, оборудованных в установленном порядке электроотопительными и (или) электронагревательными установками, и подтверждается органами местного самоуправления, отвечающими за согласование проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, при наличии централизованного теплоснабжения не является основанием для применения указанной величины социальной нормы.

Наличие электронагревательных установок в жилых домах при отсутствии централизованного горячего водоснабжения является основанием для применения социальной нормы, установленной для жилых помещений в городских и сельских населенных пунктах, оборудованных в установленном порядке электроотопительными и (или) электронагревательными установками, и подтверждается органами местного самоуправления, отвечающими за согласование проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, а при наличии горячего водоснабжения не является основанием для применения указанной величины социальной нормы.

Для целей применения социальной нормы оснащенность стационарными электроплитами, электроотопительными и (или) электронагревательными установками жилого помещения определяется в соответствии с техническим паспортом такого дома либо при его отсутствии — в соответствии с проектной документацией.

По многочисленным обращениям жителей муниципального образованиия город-курорт Анапа об обоснованности существенного роста платы за сбор и вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) разъяснялось.  

Положения действующего до 2016 г. законодательства (Федеральный закон от 31.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», далее — Закон № 210-ФЗ) не относили услуги по сбору и вывозу ТБО к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному ценовому регулированию. Стоимость и объем данных услуг устанавливались организацией, осуществляющей этот вид деятельности, на основании договора с потребителем.

Тарифы на услуги по сбору и вывозу ТБО подлежали установлению органами местного самоуправления только в случае их оказания организациями муниципальной формы собственности, а также в случае, если данный вид услуг включался в структуру содержания жилья и оплачивался в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения государственного или муниципального жилого фонда или для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом на основании ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 3 ст. 156 Жилищного кодекса РФ.

Государственному регулированию в рамках Закона № 210-ФЗ подлежали  тарифы на услуги по утилизации ТБО, которые устанавливались органами местного самоуправления МО г.-к. Анапа  (в рамках переданных краевым законом от 15.10.2010 № 2065-КЗ полномочий по регулированию тарифов).

Плата за услуги по утилизации прямо населению не предъявлялась, а являлась составной частью платы за сбор и вывоз ТБО.

Существенный рост платы населения МО г.-к. Анапа за сбор и вывоз ТБО обусловлен утверждением тарифов на утилизацию ТБО с 1 июля 2016 г. для новой организации ООО «АКВА-КРИСТАЛЛ» в размере 1504,19 руб./т (300,84 руб./м3) без НДС (постановление администрации МО г.-к. Анапа от 31.05.2016 № 2102).

Ранее в I полугодии 2016 г. данные услуги оказывало ООО «Альфа» по тарифу, утвержденному  постановлением администрации МО г.-к. Анапа от 04.03.2014 № 827 в размере 332,09 руб./т  (69,74 руб./м3) без НДС.

В свою очередь рост тарифов на утилизацию ТБО обусловлен вынужденным изменением технологической схемы утилизации ТБО в связи с прекращением эксплуатации полигона в районе хут. Красный и вывозом ТБО на лицензированный полигон г. Абинска.

С 1 января 2016 г. Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ   «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» к коммунальным услугам отнесена коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), предусмотрено государственное регулирование тарифов в отношении обращения с ТКО и нормативов их накопления.

Действующим законодательством предусмотрен переходный период в отношении деятельности в области обращения с ТКО — до 1 января 2017 г., который Федеральным законом от 28.12.2016 № 486-ФЗ продлен  до  1 января 2019 г.

До наделения юридического лица статусом регионального оператора по обращению с ТКО регулирование деятельности в области обращения с ТКО осу-ществляется в соответствии с Законом № 210-ФЗ.

Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта РФ и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором по обращению с ТКО (предельный срок заключения такого соглашения определен до 1 мая 2018 г.), но не позднее 1 января 2019 г.

Таким образом, до установления тарифов и нормативов на услуги по обращению с ТКО в случае оказания услуг по сбору и вывозу ТБО организациями муниципальной формы собственности, а также в случае, если данный вид услуги включен в структуру содержания жилья и оплачивается в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда или для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, стоимость таких услуг подлежит установлению органами местного самоуправления. В иных случаях услуги по сбору и вывозу ТБО являются конкурентными, их цена и объем определяются договором.

Поскольку ограничение повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги предусмотрено только в отношении коммунальных услуг при соблюдении принципа неизменности порядка оплаты за коммунальные услуги и набора таких услуг в каждом месяце очередного года по отношению к декабрю  предыдущего года, в 2015 г. и 2016 г. действие утвержденных предельных индексов на сферу предоставления услуг по сбору и вывозу ТБО, а также по обращению с ТКО не распространялось (ст. 157.1 Жилищного кодекса РФ, ч. 4 ст.154 Жилищного кодекса РФ, п. 4 Основ  формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 № 400).

В 4 квартале 2016 г. актуальными были вопросы роста цен на автомобильное топливо, продукты питания (в основном, без указания конкретного наименования продуктов питания) и лекарственные препараты.

В ответах обращалось внимание заявителей, что в соответствии с дей-ствующим законодательством Российской Федерации цены на автомобильное топливо и продукты питания не подлежат государственному регулированию. Формирование цен осуществляется предприятиями-производителями и предприятиями торговли самостоятельно, с учетом фактически сложившихся затрат и прибыли, а также спроса и предложений на рынке соответствующих товаров.

По данным мониторинга РЭК-департамента рост розничных цен на автомобильное топливо в среднем по Краснодарскому краю за 4 квартал 2016 г. составил: Аи-92 — 0,9%; Аи-95 — 0,6%; дизельное топливо — 1,4%.

Стоимость автомобильного топлива, реализуемого на автозаправочных станциях Краснодарского края, формируется в основном нефтяными компаниями ПАО «НК «Роснефть» — Кубаньнефтепродукт»; ООО «Лукойл-Югнефтепродукт»; ООО «Газпромнефть-Юг».

Помимо данных компаний существует ряд предприятий торговли, которые имеют незначительные объемы реализации автомобильного топлива на территории Краснодарского края.

Каждая из вышеуказанных компаний самостоятельно определяет свой диапазон цен на марки автомобильного топлива.

Согласно сложившейся ситуации на рынке автомобильного топлива Краснодарского края и других регионов РФ, уровень розничной цены на автомобильное топливо зависит от количества его поставщиков.  С учётом того, что в отдельных регионах количество поставщиков автомобильного топлива значительно больше, чем в Краснодарском крае, это обеспечивает более высокий уровень конкуренции между ними, а это в свою очередь влияет на более низкий уровень розничной цены на автомобильное топливо.

Рост цен на автомобильное топливо в 4 квартале 2016 г. связан также с изменением ставок акцизов на бензин и дизельное топливо, которое повлекло за собой рост оптовых, а затем и розничных цен на автомобильное топливо в целом по Российской Федерации.

Повышение розничных цен на отдельные социально значимые продукты питания в 4 квартале 2016 г. характерно как для Краснодарского края, так и для Российской Федерации в целом и обусловлено воздействием комплекса факторов, оказывающих в большей или меньшей степени влияние на повышение стоимости продуктов питания.

В условиях ценовой ситуации, сложившейся на продовольственном рынке края, принято распоряжение главы администрации Краснодарского края от 17.10.2007 № 900-р «О стабилизации цен на отдельные виды социально значимых продуктов питания в Краснодарском крае» (с изм. и доп. от 16.02.2015  № 64-р), в соответствии с которым на перечень социально значимых продуктов питания из 13 наименований, рекомендуемая торговая наценка не должна превышать 10%. Применение рекомендуемой 10% торговой наценки позволило сдерживать необоснованный рост розничных цен на отдельные социально значимые продукты питания.

Обращалось внимание заявителей, что для обеспечения населения продуктами питания по более доступным ценам в муниципальных образованиях Краснодарского края продолжают работать  ярмарки, где цены на большинство продуктов питания в среднем на 10-20% ниже, чем в розничной торговле конкретного муниципального образования.

Для получения от населения оперативной информации о фактах повышения цен на социально значимые продукты питания и принятия оперативных мер, работают телефоны «горячей линии» в РЭК-департаменте, а также в каждом муниципальном образовании, откуда поступили обращения.

По вопросам повышения цен на лекарственные препараты  заявителям разъяснялось, что в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» государственному регулированию подлежат цены на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), который ежегодно утверждается распоряжением Правительства Российской Федерации.

Перечень ЖНВЛП на 2016 год утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.12.2015 № 2724-р.  

Установление предельных размеров надбавок на ЖНВЛП входит в компетенцию  органов исполнительной власти субъектов РФ.

Приказом РЭК-департамента от 18.02.2010 № 1/2010-м «Об утверждении предельных размеров оптовых и розничных надбавок на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» регулируются торговые надбавки на ЖНВЛП: единый уровень предельной оптовой надбавки — 15%; предельный уровень розничной надбавки на ЖНВЛП в зависимости от стоимости препарата в размере до 50 руб. включительно — 25%, свыше 50 руб. до 500 руб. включительно — 24%, свыше 500 руб. — 23%.

В соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ  информация о предельных (максимальных) оптовых и розничных ценах на ЖНВЛП, реализуемых на территории Краснодарского края, должна находиться в каждой аптеке, аптечном пункте. Также информация о предельных ценах на ЖНВЛП публикуется на официальном сайте министерства здравоохранения Краснодарского края (www.minzdravkk.ru).

Лекарственные препараты, не включенные  в перечень ЖНВЛП, не подлежат государственному регулированию. Аптечные учреждения осуществляют формирование цены самостоятельно с учетом финансово-хозяйственного состояния, потребительского спроса и конкуренции на данную группу товаров на рынке фармацевтических услуг края. 

В случае установления заявителем факта реализации ЖНВЛП выше установленных предельных (максимальных) розничных цен на лекарственные препараты, ему предлагалось письменно проинформировать РЭК-департамент, с указанием полного наименования лекарственного препарата, лекарственной формы и  цены на препарат, а также адреса аптечной организации, реализующей данный лекарственные препарат.

Анализ поступивших в 4 квартале 2016 г. обращений по вопросу роста тарифов на услуги пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в пригородном сообщении показал, что большая часть обращений направлена жителями регионов Российской Федерации на стоимость проезда от станции «г. Сочи»  до «Роза Хутор»  в период отдыха на  горнолыжных курортах города Сочи.

Заявителям разъяснялось, что Федеральным законом от 10.01.2013 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» определено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают экономически обоснованные уровни тарифов и тарифы для расчёта с пассажирами на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом в пригородном сообщении с возмещением потерь в доходах, возникающих вследствие установления тарифов для расчётов с пассажирами ниже экономически обоснованных уровней тарифов за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Приказом РЭК-департамента от 15.12.2015 № 15/2015-жд «Об установлении экономически обоснованного уровня тарифа в отношении услуг Дирекции скоростного сообщения — филиала ОАО «РЖД» в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в Краснодарском крае на 2016 год» установлен экономически обоснованный уровень тарифа в пригородном сообщении на маршрутах «Сочи — Роза Хутор — Сочи», «Туапсе — Имеретинский Курорт — Туапсе», «Имеретинский Курорт — Лазаревская — Имеретинский Курорт», «Роза Хутор — Адлер Аэропорт — Роза Хутор», «Лазаревская — Адлер Аэропорт — Лазаревская», «Туапсе — Адлер Аэропорт — Туапсе», «Сочи — Адлер Аэропорт — Сочи» в размере 70,0 рублей за каждую зону (10 пассажиро-километров) на период действия с 1 января 2016 г. до 31 декабря 2016 г.

По результатам обсуждения на межотраслевом совете потребителей по  вопросам деятельности субъектов естественных монополий приказом РЭК-департамента от 15.12.2015 № 16/2015-жд «Об установлении тарифа для расчётов с пассажирами в отношении услуг Дирекции скоростного сообщения — филиала ОАО «РЖД» в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в Краснодарском крае на 2016 год» с 1 января 2016 г. установлены тарифы для расчета с пассажирами на пригородные железнодорожные перевозки в следующих размерах: на участке от станции   «Туапсе» до станции «Адлер» — 24 руб. за зону, а  от станции «Адлер» в направлении станций «Аэропорт», «Роза Хутор» и «Имеретинский курорт» (Олимпийский Парк) — исходя из экономически обоснованного уровня тарифа 70 руб. за зону.

Высокая себестоимость железнодорожных перевозок на маршрутах, обслуживаемых Дирекцией скоростного сообщения — филиалом ОАО «РЖД», обусловлена высокими эксплуатационными расходами, связанными с содержанием комфортабельных поездов «Ласточка», а также более высоким уровнем инфраструктурных расходов в ОАО «РЖД».

В сложившейся ситуации администрацией Краснодарского края принято решение об установлении на участке «Туапсе — Адлер» тарифа значительно ниже себестоимости и, приняты обязательства по выплате ОАО «РЖД» из бюджета Краснодарского края межтарифной разницы между экономически обоснованным тарифом 70 руб. за зону и тарифом для расчёта с пассажирами 24 руб. за зону.

Межотраслевым советом было рекомендовано передать функции перевозчика на Южном полигоне ОАО «Кубань Экспресс-Пригород» и с 1 октября 2016 г. ДОСС — филиал ОАО «РЖД» заменён на ОАО «Кубань Экспресс-Пригород».

В настоящее время в ОАО «Кубань Экспресс-Пригород»  рассматривается вопрос о введении абонементов длительного пользования, которые позволят снизить расходы на проезд до станции «Роза Хутор».

Анализ поступивших в 4 квартале 2016 г. обращений по обоснованности повышения стоимости проезда в транспорте общего пользования в  городском и пригородном сообщениях и стоимости проездных билетов долговременного пользования показал, что в большинстве обращений содержались вопросы стоимости проезда пассажиров в городском электротранспорте (трамвай, троллейбус) и пригородном автомобильном транспорте в муниципальном образовании город Краснодар.

По вопросам стоимости проезда в городском транспорте разъяснялось о полномочиях по установлению тарифов на проезд пассажиров в общественном транспорте, действующих на момент принятия тарифов (для предприятий транспорта всех форм собственности за исключением муниципальной — РЭК-департамент, для предприятий муниципальной формы собственности — органы местного самоуправления), о причинах их повышения и принимаемых мерах для максимального сдерживания роста тарифов.   

По вопросам обоснованности взимаемой платы за проезд в межмуниципальном и муниципальном пригородном автомобильном транспорте заявителям разъяснялся порядок формирования стоимости проезда, с указанием нормативных документов и уровней действующих тарифов, установленных для перевозчиков, обслуживающих маршруты, на которые поступили обращения граждан. По каждому указанному в обращении пригородному маршруту проведена проверка стоимости проезда пассажиров до всех остановочных пунктов, предусмотренных в Паспортах маршрутов и действующих расписаниях движения автобусов, сделаны соответствующие   выводы  о  правильности   взимаемой  перевозчиками стоимости проезда. По результатам рассмотрения обращений завышений стоимости проезда на стоимость проезда в автобусах пригородного сообщения не выявлено.  Заявителям даны рекомендации о дальнейших действиях, в случае выявления завышения стоимости проезда, рассчитанной РЭК-департаментом по каждому обращению.

По вопросам стоимости проездных билетов долговременного пользования (месячных) в городском транспорте заявителям разъяснено, что действующим законодательством не предусмотрено государственное регулирование стоимости месячных проездных билетов. Стоимость месячного проездного билета (за исключением льготных) определяется предприятием-перевозчиком самостоятельно и утверждается  приказом руководителя, исходя из количества поездок и тарифа на проезд, установленного уполномоченным органом. Каждый перевозчик самостоятельно принимает решение о предоставлении права пассажиру количества поездок по месячному проездному билету, исходя из экономических возможностей предприятия.