Главная  /  Информационный центр  /  Пресс-релизы  /  Об установлении единого тарифа регионального оператора на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами

Пресс-релизы

Об установлении единого тарифа регионального оператора на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами

Положения действующего до 2016 года и в переходный период до 1 января 2019 года законодательства (Федеральный закон от 31 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса») не относили услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов (далее — ТБО) к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному ценовому регулированию.

Тарифы на услуги по сбору и вывозу ТБО подлежали установлению органами местного самоуправления только в случае их оказания организациями муниципальной формы собственности, а также в случае, если данный вид услуг включался в структуру содержания жилья и оплачивался в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения государственного или муниципального жилого фонда или для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом на основании статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и части 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В иных случаях услуги по сбору и вывозу ТБО являлись конкурентными, их цена и объем определялись договором.

Изменениями, внесенными в Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ), определено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее — ТКО) на территориях субъектов Российской Федерации должны осуществляться региональными операторами.

В соответствии со статьей 6 Закона к полномочиям субъектов Российской Федерации отнесено утверждение предельных тарифов в области обращения с ТКО и установление нормативов накопления ТКО.

Состав и количество зон деятельности региональных операторов на территории Краснодарского края установлены постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 26 сентября 2016 года № 747 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Краснодарском крае».

В рамках исполнения требований федерального и краевого законодательства в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2016 года № 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами» проведен первый (из одиннадцати запланированных) конкурсный отбор регионального оператора по Краснодарской зоне деятельности, в которую включены муниципальные образования город Краснодар и Динской район, по итогам которого предприятию ОАО «Мусороуборочная компания» присвоен статус регионального оператора по Краснодарской зоне деятельности и заключено соответствующее соглашение.

При этом вывоз отходов из муниципальных образований город Краснодар и Динской район для размещения будет осуществляться на лицензированный полигон ТКО, расположенный в районе х. Копанского, который отвечает всем требованиям действующего законодательства и включен в Государственный реестр объектов размещения отходов (№ 23-00007-Х-00592-250914).

Существующий объект размещения ТКО в районе станицы Динской в настоящее время не соответствует требованиям действующего законодательства, о чем свидетельствует письмо Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 13 декабря 2016 года № 0102/16/16625.

Частью 8 статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Закон № 458-ФЗ) предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии соглашения, заключенного между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО, и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона № 458-ФЗ договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.

Согласно ч. 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники ТКО заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО, с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их сбора.

В соответствии с пунктом 4 Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156, обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.

В соответствии со статьей 1 Закона № 89-ФЗ оператор по обращению с ТКО — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО. Поэтому предприятия, ранее осуществлявшие деятельность по сбору и вывозу отходов в Динском районе, имеют возможность продолжать свою деятельность, заключив соответствующий договор подряда с региональным оператором.

Общественные обсуждения проекта Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО, с участием всех заинтересованных сторон были организованы министерством ТЭК и ЖКХ Краснодарского края и проведены 14 июля 2016 года.

Информация о разработке и утверждении нормативных правовых актов в отношении новой системы обращения с ТКО размещена в открытом доступе на сайте министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края по адресу: www.gkh-kuban.ru.

Информация и разъяснения в связи с изменением федерального законодательства по вопросам обращения с ТКО систематически направляются в средства массовой информации и в адрес глав муниципальных образований Краснодарского края. В январе и феврале 2017 года министерством ТЭК и ЖКХ Краснодарского края были организованы семинары с представителями управляющих организаций, ТСЖ, хозяйствующих субъектов города Краснодара и администраций поселений Динского района по вопросам заключения договоров на сбор и вывоз отходов, порядка расчета платы.

В соответствии с частью 4 статьи 24.8 Закона № 89-ФЗ регулированию подлежат предельные тарифы в области обращения с ТКО, в частности единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.

В соответствии с пунктом 6 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с ТКО, утвержденных приказом ФАС России от 21 ноября 2016 года № 1638/16, срок действия тарифов, установленных методом экономически обоснованных расходов (затрат), составляет не более одного финансового года.

В рамках полномочий региональной энергетической комиссией — департаментом цен и тарифов Краснодарского края (далее — РЭК-департамент) приказом от 5 апреля 2017 года № 2/2017-тко установлен с 16 апреля 2017 года по 31 декабря 2017 года тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО в размере 429,72 руб./м3 (с НДС) со снижением по отношению к тарифной заявке регионального оператора по обращению с ТКО на 20,7 % (расходы снижены на 337 млн руб.).

На размер тарифа повлияло включение в необходимую валовую выручку расходов на плату за негативное воздействие на окружающую среду, которые составили 284,0 млн руб., или 22 % от общей выручки. Включение данных расходов определено частью 9 статьи 23 Закона № 89-ФЗ. Ранее законодательством предусматривалось внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду только юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

При этом одновременное исключение необоснованных расходов позволило сократить прирост платы до 14,29 % к ранее применявшемуся в городе Краснодаре согласно приказу по предприятию тарифу на сбор, вывоз, обезвреживание, захоронение и утилизацию ТБО в размере 376,0 руб./м 3 (с НДС).

В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования в области обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 484, тарифы устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям исходя из непревышения величины указанных тарифов в первом полугодии очередного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря. Соответственно тариф, действующий на 31 декабря 2017 года, будет действовать в первом полугодии 2018 года.

По информации муниципального образования Динской район ранее тарифы на сбор и вывоз ТБО в Динском районе были установлены приказами руководителей предприятий и составляли по поселениям от 286,5 руб./м3 до 577,38 руб./м3 (организации не являлись плательщиками НДС в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации).

Тариф в размере 286,5 руб./м3 действовал для населения в 6 из 10 сельских поселениях Динского района с 1 января 2016 года без изменения. При этом для юридических лиц в указанный период тариф был предусмотрен в размере 498,76 руб./м3, что содержит в себе признаки перекрестного субсидирования, запрещенного в регулируемой сфере (за исключением электроэнергетики).

Учитывая динамику тарифов на сбор и вывоз ТБО в Динском районе следует отметить, что тариф вырос с 2010 года по 2017 год на 23 % (2010 — 2014 годах — 233 руб./м3, 2015 году — 270,28 руб./м3, 2016 — 2017 годах — 286,5 руб./м3). В то же время показатель инфляции по уровню потребительских цен по данным Росстата c 2010 года по 2016 год и плановый период 2017 года (прогноз) составил 66,1 %, что свидетельствует о применении практики искусственного сдерживания тарифа для населения за счет его увеличения для прочих потребителей.

Нормативы накопления ТКО в Краснодарском крае для населения многоквартирного и частного жилого фонда утверждены постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17 марта 2017 года № 175, в частности, для населения Динского района — 2,6 и 3,1 м3 в год на человека соответственно. Ранее договорные объемы сбора и вывоза ТБО в аналогичном размере применялись в 6 из 10 сельских поселений Динского района и от 1,5 до 1,8 м3 в год на человека в прочих поселениях района.

С 1 июля 2017 года повышение платежей населения за коммунальные услуги по отношению к декабрю 2016 года в среднем по Краснодарскому краю ограничено Правительством Российской Федерации в пределах 4 %. По отдельным муниципальным образованиям допускается отклонение еще на 2,5 % (распоряжения Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2014 года № 2222-р, от 19 ноября 2016 года № 2464-р).

Поскольку ограничение повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги предусмотрено только в отношении коммунальных

услуг при соблюдении принципа неизменности порядка оплаты за коммунальные услуги и набора таких услуг в каждом месяце очередного года по отношению к декабрю предыдущего года, в 2016 году и в 2017 году действие утвержденных предельных индексов на сферу предоставления услуг по сбору и вывозу ТБО, а также по обращению с ТКО не распространяется (статья 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 4 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400).

Проводимые мероприятия по внедрению новой системы управления ТКО на территории края осуществляется в полном соответствии с требованиями действующего законодательства при непосредственном контроле надзорных органов и депутатского корпуса Законодательного Собрания Краснодарского края и направлены на повышение эффективности регулирования в области обращения с отходами, предотвращение негативного воздействия ТКО на окружающую природную среду и здоровье человека, сбережение природных ресурсов, формирование новых экономических инструментов для вовлечения отходов в хозяйственный оборот и создания условий для привлечения инвестиций в сферу обращения с коммунальными отходами.

Изменение норм Жилищного кодекса Российской Федерации в части исключения расходов на сбор и вывоз ТБО из состава платы за жилое помещение и включение в состав коммунальных услуг новой коммунальной услуги по обращению с ТКО повлекло изменение порядка оплаты за данные услуги в многоквартирном жилищном фонде — с начисления исходя из занимаемой площади (м2) на расчет по нормативу накопления (м3/чел.) и, соответственно, перераспределение расходов с домохозяйств с большой общей площадью квартир и малым количеством проживающих на домохозяйства с большим количеством проживающих в малогабаритных квартирах.

Действия РЭК-департамента направлены на разъяснение населению новых норм законодательства в области обращения с ТКО, в том числе в связи с установлением единого тарифа путем широкого освещения в СМИ (комментарии для прессы, участие в тематических интервью и телепередачах краевых телеканалов, размещение материалов на сайте РЭК-департамента), при подготовке ответов на обращения граждан, а также в ходе ежемесячных выездных мероприятий руководства РЭК-департамента в муниципальные образования Краснодарского для совещания с активом муниципалитетов и личного приема граждан.