Главная  /  Информационный центр  /  Новости  /  Информация региональной энергетической комиссии — департамента цен и тарифов Краснодарского края по результатам рассмотрения наиболее актуальных вопросов при проведении руководителем РЭК-департамента С.Н. Миловановым выездного мероприятия в рамках информационно-разъяснительной работы по вопросам предоставления коммунальных услуг и ограничений повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании Славянский район 11 августа 2017 года

Новости

Информация региональной энергетической комиссии — департамента цен и тарифов Краснодарского края по результатам рассмотрения наиболее актуальных вопросов при проведении руководителем РЭК-департамента С.Н. Миловановым выездного мероприятия в рамках информационно-разъяснительной работы по вопросам предоставления коммунальных услуг и ограничений повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании Славянский район 11 августа 2017 года

Вопрос 1. Почему в Славянском районе тарифы на газ выше, чем в г. Краснодаре?

Ответ. Определение основ, принципов и методов регулирования цен и тарифов на природный газ, реализуемый потребителям Российской Федерации, отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации.

В соответствии с Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 регулирование составляющих розничных цен на газ, реализуемый населению, — это оптовая цена на газ, тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и размер платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщиков газа (ПССУ), осуществляется на федеральном уровне — Федеральной антимонопольной службой (ФАС России).

Розничные цены на газ, реализуемый населению, регулируются на региональном уровне, в Краснодарском крае — РЭК-департаментом, в соответствии с Методическими указаниями по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утверждёнными приказом ФСТ России от 27.10.2011 № 252-э/2, устанавливаются для конкретного поставщика газа, осуществляющего его поставку на соответствующей территории.

Поставку газа населению Славянского района и ещё потребителям 43 муниципальных образований Краснодарского края (из 44) осуществляет ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар». В городе Краснодаре — АО «Краснодаргоргаз».

Разница розничных цен на газ установленных для населения Славянского района и города Краснодара обусловлена наличием различных поставщиков газа и, соответственно, различными размерами региональных составляющих (тарифы на услуги по транспортировке газа и плата за снабженческо-сбытовые услуги), утверждаемых на федеральном уровне и учитываемых РЭК-департаментом при расчёте розничной цены.

Необходимо отметить, что при прочих равных условиях (оплата труда производственного персонала, эксплуатационные затраты по аренде помещений, содержанию и ремонту газопроводов и т.п.) размер региональной составляющей зависит от удельной загрузки газопроводов (чем больший объем газа проходит через газовые сети, тем ниже тариф), доли поставки газа населению в общем объёме поставки газа (чем выше удельный вес объёмов поставки населению, тем выше тариф), а также от протяжённости и разветвлённости сетей (чем больше протяжённость и разветвленность газовых сетей, тем выше цена на газ).

Так, по системе поставки газа ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» протяжённость газовых сетей более чем в 16 раз выше, а удельная загрузка газопроводов в 6 раз ниже, чем по системе поставки газа АО «Краснодаргоргаз». При этом, удельный вес объёмов поставки газа населению по системе ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» более чем в 2 раза выше удельного веса объёмов поставки газа населению по системе АО «Краснодаргоргаз».

В связи с чем, размер региональной составляющей по системе поставки ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» на 527,43 руб. за 1 тыс. м3 газа выше установленного для АО «Краснодаргоргаз».

Таким образом, разница размеров региональных составляющих определила более высокий уровень розничной цены на природный газ, реализуемый населению Славянского района, действующей с 1 июля 2017 года — 5730,0 руб./тыс.м3 или 5,73 руб./м3, против — 5110,0 руб./тыс. м3 или 5,11 руб./м3 в г. Краснодаре.

Установление единой розничной цены на газ в крае возможно только при наличии единого поставщика газа. Работа по данному вопросу в крае проводится.

Вопрос 2. Как рассчитываются тарифы на электроэнергию, почему предприятия не раскрывают информацию о тарифах (из чего они складываются)?

Ответ. В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» и на основании одобренного Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год уполномоченный федеральный орган власти устанавливает предельные (минимальный и максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом власти, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах установленных предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов).

В рамках решений о величинах роста тарифов и прогноза социально экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов (далее — Прогноз), разработанного Минэкономразвития России и принятого в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации законопроекта «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» ФАС России приказом от 14.11.2016 № 1599а/16 определены величины предельных уровней тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему потребителей на территории Краснодарского края и Республики Адыгея на II полугодие 2017 года: минимальный уровень — 444 коп./кВтч (103,7% к декабрю 2016 года); максимальный уровень — 449 коп./кВтч (104,9% к декабрю 2016 года).

Во исполнение показателей предельного индекса роста размера платежей граждан в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 № 2182-р и от 19.11.2016 № 2464-р величина роста тарифов на электроэнергию для населения с 01.07.2016 определена на уровне до 4,1%, а с 01.07.2017 на уровне до 4,0% по отношению к декабрю предыдущего периода. При этом, в целях исключения превышения предельного индекса роста размера платежей граждан понижающие коэффициенты при установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) определены на уровне показателей 2016 года.

В соответствии с приказом РЭК — департамента от 19.12.2016 № 51/2016-э «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, по Краснодарскому краю и Республике Адыгея» величины тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему потребителей на территории Краснодарского края и Республики Адыгея на 2017 год утверждены в размере (с учетом НДС):

с 01.01.2017 — 4,28 руб./кВтч (100,0% (без роста) к декабрю 2016 года);

с 01.07.2017 — 4,44 руб./кВтч (103,7% к декабрю 2016 года).

Кроме того, в рамках положений постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 в части понижающего коэффициента для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а также в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления, РЭК-департаментом тарифы для данных групп определены с учетом применения понижающего коэффициента 0,7. При этом, применение понижающего коэффициента 0,7 не может рассматриваться как льготный тариф, поскольку является особым порядком ценообразования.

Тарифы для сельского населения и городского населения, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, утверждены с учетом применения понижающего коэффициента к тарифу в размере 0,7 в размерах:

с 01.01.2017 г. — 3,00 руб./кВтч (100,0% (без роста) к декабрю 2016 года);

с 01.07.2017 г. — 3,11 руб./кВтч (103,7% к декабрю 2016 года).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии» установлены требования к составу информации, раскрываемой субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, в том числе, субъектами естественных монополий, за исключением потребителей электрической энергии, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.

Государственный контроль (надзор) соблюдения стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии в настоящее время осуществляет ФАС России и ее территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках своих полномочий.

Нарушения в рамках соблюдения стандартов раскрытия информации в области государственного регулирования тарифов РЭК-департаментом не выявлялись.

Вопрос 3. Почему приходится оплачивать за отопление за полные месяцы октябрь и апрель, хотя отопление подается в течение полумесяца?

Ответ. В соответствии с пунктом 18 приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее — Правила), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях (Гкал/м2 общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома в месяц) определялся по следующей формуле:

— где:

Qo — количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, или жилыми домами, не оборудованными индивидуальными приборами учета тепловой энергии (Гкал);

Sоб — общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах или общая площадь жилых домов (кв. м);

Nот — период, равный продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде).

При определении количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, или жилыми домами, не оборудованными индивидуальными приборами учета тепловой энергии (Q о), продолжительность отопительного периода принималась на основании средней фактической продолжительности за последние 5 лет по каждому району (по распоряжениям глав муниципальных образований о начале и об окончании отопительного периода).

В Правилах используется понятие «отопительный период», равный продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде). В г. Славянске-на-Кубани и Славянском районе отопительный период в среднем за 5 лет начинался в октябре и заканчивался в апреле, что соответствует 7 неполным месяцам.

Таким образом, количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирным домом (Qо), поделено на 7 месяцев. При этом необходимо отметить, что если период, равный продолжительности отопительного периода (nот) принять равным 6 месяцев (что противоречит Правилам), норматив увеличится на 14,3 %.

Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению утверждены РЭК-департаментом в одинаковом размере для каждого календарного месяца отопительного периода без дифференциации в зависимости от температур наружного воздуха по месяцам и отражают среднее за отопительный период расчетное количество тепловой энергии на отопление 1 кв. метра общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома различной этажности в календарный месяц отопительного периода.

В части расчетов за коммунальную услугу по отоплению Правилами не предусмотрена возможность расчета платы за отопление исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням. В разъяснительном письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23.11.2015 № 38988-ОГ/04 также указано, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется с учетом установленного норматива и не предусматривает возможности расчета исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням.

Следует отметить, что проведение корректировки норматива исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги по отоплению в разбивке по дням приведет к необходимости учета дополнительных средств при расчете тарифа на тепловую энергию, что в свою очередь, приведет к дополнительному росту тарифа. Дополнительное увеличение тарифа на тепловую энергию отразилось бы также и на потребителях, установивших приборы учета тепловой энергии.

Кроме того, данная позиция подкреплена судебной практикой (Дело № А32-27641/2015 от 24.06.2016). Суд принял решение о том, что уменьшение отопительного периода не может влиять на оплату нормативного количества тепловой энергии. Перерасчет норматива в зависимости от количества дней предоставления услуги по отоплению неправомерен.

Вопрос 4. Почему в других регионах цена на отопление намного ниже, чем в Славянском районе?

Ответ. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации производство, передача и распределение тепловой энергии является регулируемым видом деятельности, осуществляемым по тарифам, установленным регулирующими органами в соответствии с принципами и методами регулирования тарифов (цен) на тепловую энергию. Тарифы на тепловую энергию устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для каждой энергоснабжающей организации в рамках ограничений по изменению размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

Формирование экономически обоснованных тарифов на теплоэнергию осуществляется РЭК-департаментом в соответствии с действующим законодательством на основании результатов анализа фактических расходов и натуральных показателей предприятия за базовый период, экономического обоснования расходов по каждой статье затрат, а также необходимой прибыли для реализации производственных и инвестиционных программ конкретного поставщика коммунальных ресурсов. При формировании тарифов на регулируемый период исключаются непроизводительные затраты, сверхнормативные потери.

Для Краснодарского края распоряжениями Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 № 2182-р и от 19.11.2016 № 2464-р утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъекту: на 2016 год — в I полугодии без роста, во II полугодии в размере 4,1% по отношению к декабрю 2015 года; на 2017 год — в I полугодии без роста, во II полугодии в размере 4,0% по отношению к декабрю 2016 года.

Согласно пункту 15 Основ ценообразования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», тарифы в сфере теплоснабжения устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям исходя из принципа непревышения величины указанных тарифов в первом полугодии очередного расчетного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря.

Установленные тарифы отражают экономически обоснованный размер финансовых потребностей на реализацию производственных программ регулируемых организаций. Определяющее влияние на себестоимость и размер тарифа ресурсоснабжающей организации оказывают условия осуществления хозяйственной деятельности, структура технологического процесса, состояние и степень износа основных производственных фондов, энергоемкость и объем производства.

Таким образом, тарифы на тепловую энергию для различных теплоснабжающих компаний отличаются друг от друга.

Основной причиной, влияющей на увеличение экономически обоснованных тарифов на теплоэнергию, является ежегодное повышение цен на топливно-энергетические ресурсы необходимые для производства тепловой энергии (оптовой цены на природный газ и его транспортировку, тарифов на электроэнергию, воду и водоотведение).

Поставщиком тепловой энергии на нужды отопления г. Славянска-на-Кубани является ООО «Славянские тепловые сети», для которого установлены тарифы на тепловую энергию на 2016 — 2017 годы приказом от 16.12.2015 № 68/2015-т (на 2017 год в редакции приказа от 19.12.2016 № 102/2016-т) в следующих размерах: с 01.01.2016 по 30.06.2016 — 2956,67 руб./Гкал (без роста к декабрю 2015 года), с 01.07.2016 по 31.12.2016 — 3076,54 руб./Гкал (с ростом 4,1% к январю 2016 года), с 01.01.2017 по 30.06.2017 — 3059,50 руб./Гкал (снижение к декабрю 2016 года на 0,6%), с 01.07.2017 по 31.12.2017 — 3059,50 руб./Гкал (без роста январю 2017 года).

Таким образом, РЭК-департаментом установлены тарифы в сфере теплоснабжения на 2016-2017 годы, не превышающие величину максимального роста тарифов и платежей граждан с календарной разбивкой на тепловую энергию, утвержденную уполномоченными органами в среднем для Краснодарского края на соответствующий период. При этом тарифы, предлагаемые ООО «Славянские тепловые сети» по результатам анализа фактической деятельности за 2016 год и с учетом изменения количества эксплуатируемых предприятием котельных (в 2016 году — 42 котельные, в 2017 году — 19 котельных) снижены на 0,6 % с 1 января 2017 года и не выросли с 1 июля 2017 года.

Величина экономически обоснованных затрат существенно зависит от способа выработки тепловой энергии. Если тепловая энергия вырабатывается комбинированным способом, т.е. электрическими станциями в режиме одновременной выработки тепловой и электрической энергии (мощности), то себестоимость этой тепловой энергии значительно ниже и, соответственно, ниже и тариф.

Например, тепловая энергия, поставляемая АО «Сибирская энергетическая компания» (г. Новосибирск), ПОА «Мосэнерго» (г. Москва) и ГУПС «Севтеплоэнерго» (г. Севастополь), вырабатывается в режиме комбинированной выработки, в то время как ООО «Славянские тепловые сети» производит тепловую энергию в режиме некомбинированной выработки, что приводит к более высоким значениям тарифов по отношению к вышеуказанным предприятиям.

Основная доля расходов при производстве тепловой энергии приходится на топливно-энергетические ресурсы, которые занимают порядка 70% в структуре себестоимости производства и передачи тепловой энергии. Например, затраты на топливо, необходимое для выработки 1 Гкал, в АО «Сибирская энергетическая компания» — 339,75 руб., в ПАО «Мосэнерго» — 724,17 руб., в ООО «Славянские тепловые сети» — 1425,4 руб.

Следует отметить, что Краснодарский край отнесен ценовому поясу по оптовой цене на газ, где установлена одна из самых высоких оптовых цен по сравнению с другими регионами России. Новосибирская область отнесена к 32 ценовому поясу, г. Москва — 52 ценовому поясу, Краснодарский край — 56 (одному из последних) ценовому поясу.

При расчете тарифов на тепловую энергию одной из определяющих величин является величина полезного отпуска тепловой энергии, которая определяется расчетным путем и зависит по услуге отопления от расчетной температуры наружного воздуха и продолжительности отопительного периода.

Чем ниже температура окружающего воздуха и больше продолжительность отопительного периода, тем большее количество тепловой энергии необходимо отпустить для поддержания внутри помещения заданной температуры в течение отопительного периода. Продолжительность отопительного периода в г. Новосибирске составляет 230 дней, г. Москве — 214 дней, в г. Славянске — на — Кубани — 185 дней.

Таким образом, в зависимости от географического расположения величина тепловой энергии, необходимой на отопление жилого помещения, в сопоставимых условиях может значительно увеличиваться, что соответствующим образом сказывается на величине тарифов на тепловую энергию — чем выше объемы реализации, тем ниже величина тарифа на тепловую энергию.

Вопрос 5. Законна ли деятельность ООО «Экологический полигон» по приему и размещению твердых коммунальных отходов без утвержденных тарифов на протяжении 4-х лет?

Ответ. С учетом информации изложенной ООО «Чистый город», а также информации, размещенной в газете «Заря Кубани» № 52 (11116) услуги по транспортировке и дальнейшему размещению ТКО оказывает ООО «Экосервис» (дальнейшее размещение осуществляется на полигоне ООО «Экологический полигон»).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» размещение отходов — это хранение и захоронение отходов.

В соответствии с пунктом 6 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами» регулированию подлежат следующие виды тарифов:

а) единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;

б) тариф на обработку твердых коммунальных отходов;

в) тариф на обезвреживание твердых коммунальных отходов;

г) тариф на захоронение твердых коммунальных отходов.

В связи с изложенным, РЭК-департаментом направлен запрос в администрацию Славянского района Краснодарского края для уточнения имеющейся информации в отношении сложившейся ситуации в сфере обращения с ТКО ООО «Экологический полигон» и ООО «Экосервис».

Кроме того, информация о вышеизложенной ситуации направлена в Славянскую межрайонную прокуратуру.

Вопрос 6. Почему АО «НЭСК Славянскэнергосбыт» отказывается применять понижающий коэффициент при расчетах за электроэнергию (125-квартирный дом 2015 года постройки не введен в эксплуатацию, признано собственниками через суд право собственности на квартиры, не газифицирован, в МКД — электроплиты, отопление и ГВС от 2-х электрических котлов, планируется перевод на индивидуальное электрическое отопление)?

Ответ. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, применяется понижающий коэффициент 0,7 к тарифу для населения.

Под понятием «в установленном порядке» понимается установка электрических плит для приготовления пищи и (или) электроотопительных установок в соответствии с утвержденным проектом при наличии паспорта на домовладение, в котором указана установка электрооборудования, разрешение на отпуск мощности и выданных технических условий энергоснабжающей организацией, выполненных специализированной организацией, а также приемка электроустановок органами Ростехнадзора.

В соответствии с разъяснениями Минэнерго России от 04.02.2015 № 09-292 основанием для применения тарифа на электрическую энергию для населения, проживающего в жилых домах, оборудованных электрическими плитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, могут являться документы, составленные в ходе осуществления технологического присоединения и подтверждающие оборудование жилых помещений в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками (акты осмотра электроустановок и разрешения на допуск в эксплуатацию электроустановок, составленные территориальными органами Ростехнадзора, акты об осуществлении технологического присоединения, акты о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, составленные между заявителями и сетевыми компаниями, в которых указаны характеристики энергопринимающих устройств).

Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству письмом от 30.04.2013 № 3740-МС/04/ГС и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства письмом от 09.02.2015 № 3102-ЛГ/04 были даны аналогичные официальные разъяснения относительно установленного порядка оборудования жилых помещений электроустановками.

При этом, федеральные органы власти в своих разъяснениях относительно установленного порядка оборудования жилых помещений стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, и, соответственно, применения понижающего коэффициента 0,7 к тарифу для населения, не привязывают возможность применения понижающих коэффициентов в условиях лишь отсутствия газоснабжения, а акцентируют внимание на соблюдении установленного порядка оборудования жилых помещений электроустановками с соблюдением правил и норм электробезопасности.

Дополнительно РЭК-департамент обращает внимание, что на официальном сайте РЭК-департамента в сети Интернет(http://www.rek23.ru/sfere/electrical/info_sub) размещено информационное письмо РЭК-департамента от 25.11.2015 № 57-10346/15-05 о порядке применения тарифов для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, с приложением разъяснений федеральных органов власти по данному вопросу.

Вместе с тем, постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2016 № 701 «О внесении изменений в Положение об осуществлении федерального государственного энергетического надзора» внесены изменения в положение об осуществлении федерального государственного энергетического надзора в части исключения государственного надзора в отношении деятельности потребителей электроэнергии, связанной с эксплуатацией энергопринимающих устройств для бытовых нужд, суммарная мощность которых не превышает 150 кВт на напряжении до 1000 В.

Таким образом, с момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 20.07.2016 № 701 для населения, проживающего в жилых домах, оборудованных электрическими плитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, возникают сложности в части получения документов, составленных в ходе осуществления технологического присоединения и подтверждающих оборудование жилых помещений в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками (акты осмотра электроустановок и разрешения на допуск в эксплуатацию электроустановок, составленные территориальными органами Ростехнадзора).

Учитывая изложенное, в целях возможности применения понижающих коэффициентов от 0,7 до 1,0 к тарифу для населения РЭК-департаментом в адрес Минэнерго России направлено обращение о предоставлении дополнительных разъяснений об «установленном порядке» оборудования стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками.

Со стороны Минэнерго России письмом от 04.10.2016 № 09-5351 предоставлены разъяснения, согласно которым, по мнению Минэнерго России, по данному вопросу необходимо руководствоваться действующими нормативно-правовыми актами, в том числе Градостроительным кодексом Российской Федерации, предусматривающим проектную документацию на объект капитального строительства, в состав которой включаются в том числе и сведения об источниках электро-, газо- и теплоснабжения, схемах размещения электрооборудования и другие сведения.

По мнению РЭК-департамента, применение тарифа на электроэнергию с применением понижающего коэффициента как для домов, оборудованных в установленном порядке стационарными электрическими плитами и (или) электроотопительными установками, возможно только в случае выполнения всех указанных выше мероприятий в соответствии с официальными разъяснениями.

При этом, фактическое использование жителями электроплит для пищеприготовления (или) электроотопительных установок в условиях отсутствия документов, подтверждающих выполнение указанных выше мероприятий, не является основанием для применения тарифа на электрическую энергию с применением понижающего коэффициента, как для домов, оборудованных в установленном порядке стационарными электрическими плитами и (или) электроотопительными установками.

Для урегулирования данных вопросов, РЭК-департамент рекомендует обратиться в адрес правоохранительных органов на действия застройщика многоквартирного дома, либо урегулировать вопросы в судебном порядке при их неразрешении со стороны сбытовой компании.

Вопрос 7. На каких основаниях ОАО «Славянскгоргаз» поднял цену на ВДГО почти вдвое?

Ответ. Обеспечение потребителей природным газом является деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих,поэтому, в соответствии с действующим законодательством техническое обслуживание внутридомового газового оборудования (далее — ВДГО) является обязательным условием его безопасной эксплуатации.

Потребитель услуг газоснабжения обязан обеспечить надлежащее техническое состояние и безопасную эксплуатацию ВДГО. Одним из оснований приостановки исполнения обязательств по поставке газа является отсутствие у абонента договора о техническом обслуживании и ремонте ВДГО, заключенного со специализированной организацией.

Необходимо отметить, что в соответствии с законодательством, принятом на федеральном уровне, затраты на содержание и ремонт ВДГО не включаются в структуру розничных цен на газ.

Порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания ВДГО установлен Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при пользовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее — Правила содержания ВДГО), утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410.

Правилами содержания ВДГО, в том числе, определено, что стоимость технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования определяется специализированной организацией в соответствии с Методическими рекомендациями о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (далее — Методические рекомендации), утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) от 27.12.2013 № 269-э/8.

Таким образом, стоимость услуг по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО не подлежит государственному регулированию и определяется специализированной организацией самостоятельно, в соответствии с вышеуказанными Методическими рекомендациями.

С учетом вышеизложенного при заключении договора со специализированной организацией заявители вправе на договорной основе определять стоимость услуг или выбирать иную специализированную организацию по своему усмотрению.

Согласно информации, поступившей от ОАО «Славянскгоргаз» в адрес РЭК-департамента, работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования осуществляются ОАО «Славянскгоргаз» на возмездной основе по ценам, предусмотренным утвержденным прейскурантом на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем. Формирование стоимости указанных услуг осуществляется ОАО «Славянскгоргаз» исходя из себестоимости услуг, а также рентабельности.

ОАО «Славянскгоргаз» не производился пересмотр цен на услуги по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО в период с 2010 по 2016 годы. С 1 января 2017 года увеличение стоимости платных услуг по отношению к ценам, действующим в 2016 году, обусловлено увеличением оплаты труда рабочих непосредственно занятых выполнением работ (оказанием услуг) и уровня рентабельности. В 2017 году рост цен на услуги по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО в утвержденном ОАО «Славянскгоргаз» прейскуранте составил 9,97% от уровня действующих цен. При этом, стоимость услуг по техническому обслуживанию бытового газового счетчика и атмосферного котла не изменилась.

Вопросы обоснованности рассчитанных и установленных специализированной организацией конкретных размеров цен (тарифов) на услуги по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО подпадают под нормы действия Федеральных законов от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», контроль за соблюдением которых осуществляет Управление ФАС России по Краснодарскому краю (адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, д. 235) и Роспотребнадзор (адрес: г. Краснодар, ул. Рашпилевская, д.100).

Дополнительно РЭК-департамент информирует, что с целью обеспечения реализации права потребителей платить за услуги надлежащего качества и в полном объеме по обоснованным ценам, Законодательным Собранием Краснодарского края было принято постановление от 15.02.2017 № 3006-П об Обращении депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края к руководителю Федеральной антимонопольной службы И.Ю. Артемьеву по вопросу внесению изменений в Методические рекомендации по расчету стоимости технического обслуживания и ремонта ВДГО, предусматривающих снижение стоимости услуг по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО.

Вопрос 8. Почему при установленном на многоквартирном доме двухтарифном общедомовом приборе учета расчет производится по однотарифному (АО НЭСК филиал «Славянскэнергосбыт»)?

Ответ. В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) порядок расчетов за коммунальные услуги регламентируется правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, разъяснения, по применениям которых дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Действующими в настоящее время Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее — Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, определено, что в случае если общедомовый (коллективный) и все индивидуальные (квартирные) приборы учета имеют одинаковые функциональные возможности по определению объемов потребления коммунальной услуги дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, то объемы коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяются раздельно по каждому времени суток или иному критерию и размер платы за каждый из таких объемов коммунальной услуги распределяется между потребителями в соответствии с Правилами. В иных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяется и распределяется между потребителями в многоквартирном доме без учета дифференциации этого объема по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

В настоящее время реализацией положений ЖК РФ об исполнении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по осуществлению государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от формы собственности, а также соответствием жилых помещений и коммунальных услуг установленным требованиям, в соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 05.10.2006 № 861 «О государственной жилищной инспекции Краснодарского края» осуществляет государственная жилищная инспекция Краснодарского края.

Вопрос 9. Разъясните статьи Федерального закона от 29.07.2017 № 258 в части расчетов по общедомовым нуждам.

Ответ. Согласно части 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 ЖК РФ о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.

Федеральным законом от 29.07.2017 № 258-ФЗ «О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вносятся изменения в статью 156 ЖК РФ в части, касающейся расчетов за потребление коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Так, измененная редакция части 9.1 статьи 156 ЖК РФ устанавливает, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:

  1. исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  2. исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Региональный государственный жилищный надзор посредством организации и проведения проверок соблюдения юридическими лицами обязательных требований к содержанию общего имущества в многоквартирном доме, управлению многоквартирным домом и определению размера и внесению платы за коммунальные услуги в соответствии с нормами постановлений Правительства РФ от 11.06.2013 № 493 «О государственном жилищном надзоре» и главы администрации Краснодарского края от 05.10.2006 № 861 «О государственной жилищной инспекции Краснодарского края» осуществляет государственная жилищная инспекция Краснодарского края.

Вопрос 10. Почему не принимаются в учет погрешности узлов учета при расчетах ОДН?

Ответ. Постановлением главы администрации Краснодарского края от 14.06.2002 № 652 «О региональной энергетической комиссии-департаменте цен и тарифов Краснодарского края» полномочия по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг переданы РЭК-департаменту.

В соответствии с Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» приказом РЭК-департамента от 18.05.2017 № 3/2017-нп «Об установлении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» установлены и введены в действие с 1 июня 2017 года нормативы потребления коммунальных ресурсов электрической энергии, холодной (горячей) воды, водоотведения в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Утвержденные нормативы потребления коммунальных услуг одобрены Общественным советом РЭК-департамента.

Порядок определения и установления нормативов потребления коммунальных услуг регламентирован Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее — Правила № 306).

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 29 Правил № 306, нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по каждому виду коммунальных услуг включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, электрической энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома), а также объемы коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, и не включают расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных систем, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с положениями Правил № 306 расчет нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по холодному и горячему водоснабжению производится расчетным методом по формуле № 26 Приложения №1 к Правилам:

, где:

0,09 — расход холодной (горячей) воды на общедомовые нужды (м³ в месяц на 1 человека);

K — численность жителей, проживающих в многоквартирных домах, в отношении которых определяется норматив;

Sои — общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (м²).

Таким образом, при расчете нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме расчетным методом предполагается, что коэффициент 0,09 в формуле № 26 Приложения № 1 к Правилам № 306, учитывает, в том числе и существующую в процессе текущей эксплуатации погрешность установленных в многоквартирных домах средств измерений коммунальных ресурсов.

Вопрос 11. Почему тарифы на водоотведение выше, чем на водоснабжение?

Ответ. В отношении размера тарифов на водоотведение, которые действительно бывают выше тарифов на питьевую воду, РЭК-департамент сообщает следующее.

В соответствии с положениями действующего законодательства регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется регулирующим органом как для каждой организации индивидуально, так и для каждого регулируемого вида деятельности данной организации на основании экономически обоснованных затрат, учитывающих конкретные условия осуществления хозяйственной деятельности.

В основе расчета тарифов на питьевую воду и водоотведение лежат два основных показателя: объем реализации услуг организации коммунального комплекса и объем финансовых ресурсов, необходимых для осуществления производственной программы. Объем финансовых ресурсов, в свою очередь, складывается из расходов на электроэнергию, заработную плату, начислений на заработную плату, уплату налогов, ремонт и техобслуживание объектов основных средств, амортизационных начислений, содержания транспортного парка, прочих расходов и размера необходимой прибыли. Размер тарифа получают путем деления объема финансовых потребностей (руб.) на объем реализации услуг (куб.м).

Объем реализации услуг зависит от количества потребителей, степени благоустройства жилья, уровня развития производства. Именно значительные различия в перечисленных показателях в основном влияют на размер тарифов.

Экономически обоснованный объем финансовых потребностей при регулировании тарифов определяется исходя из потребности организации для осуществления регулируемого вида деятельности и реализации утвержденной производственной программой. Структура технологического процесса, состояние и степень износа основных производственных фондов, характер местности, энергоемкость производства оказывают определяющее влияние на себестоимость услуги, а значит — на тариф. При этом действующие документы в области регулирования тарифов не ставят размер тарифа на водоотведение в зависимость от установленного тарифа на холодное водоснабжение.